1967 Lamborghini TP200 Marzal
В 1967 году Ферруччо Ламборгини уже имел в своем распоряжении две стабильно продающиеся модели Lamborghini – 400 GT и Miura P400, но ему не хватало хорошего четырехместного автомобиля. Он обратился к Марчело Гандини (Marcello Gandini, глава компании Bertone) для разработки дизайна кузова.
Марчелло Гандини хотел сделать что-то необычное, что позволит автомобилю стать фаворитом Женевского автошоу 1967 года. Он решил сделать четырехместный автомобиль со стеклянными дверьми по типу «крыло чайки» (впервые сделанном на Mercedes 300SL 1952 года) – идеальное сочетание комфортабельной посадки/высадки и производимого впечатления от дверей такого типа. Гандини посоветовался с инженером-механиком Lamborghini Paolo Stanzani и выяснилось, что для того, чтобы освободить место еще для двух пассажиров сзади, можно взять половину двигателя V12 от Miura и воткнуть его в новый прототип. В итоге Miura стала "донором" для Marzal. За основу также взяли шасси, но его пришлось удлинить на 120 мм, чтобы обеспечить дополнительное пространство в салоне. Шасси было дано новое обозначение: тип P200 Marzal 10001.
Уникальный двигатель Marzal
После кропотливой работы, Marzal обзавелся уникальным двигателем V6, разработанного компанией Lamborghini. Стоит отметить, что это единственный 6-цилиндровый двигатель, который когда-либо использовался в моделях Lamborghini. Он был установлен поперечно сзади и соединен с пятиступенчатой коробкой передач. Три двойных карбюратора Weber позволили достичь мощности в 175 лошадиных сил. Двигатель повернули на 180 градусов по сравнению с расположением в Miura и сдвинули назад, поэтому он более ориентирован в задней части автомобиля, нежели чем в середине. Это ощутимо освободило пространство в салоне и четыре пассажира могли комфортно расположиться на своих местах. Поскольку радиатор был установлен сзади двигателя, это позволило спереди сделать багажный отсек объемом 311 литров (11 кубических футов), а также разместить 80-литровый топливный бак.
Необычный кузов
Кузов автомобиля, спроектированного в Bertone, оказался противоречивым вкусу Ферруччо. Остекление вышло масштабным: около 4.5 квадратных метров (49 квадратных футов) стекла были задействованы при изготовлении кузова. Даже нижняя часть дверей была прозрачной. В крыше также было вмонтировано огромное, слегка затемненное стекло, что в сочетании с остальным остеклением позволило создать эффект воздушности кабины. Оно было произведено в сотрудничестве с бельгийской компанией Glaverbel и в конечном итоге результат оказался чрезмерным даже для самых эксцентричных вкусов, а Ферруччо он совсем не понравился. Не заручившись поддержкой в развитии проекта со стороны Lamborghini в компании Bertone посчитали, что смогут самостоятельно укрепить шасси должным образом, используя свои ресурсы, чтобы та выдержала такой объем стекла.
Космический интерьер
Интерьер автомобиля был выполнен в ярко-серебряной кожаной обивке и имел четыре посадочных места.Благодаря большим дверям типа «крыло чайки», посадка в передние и задние сиденья была очень легкой за счет отсутствия центральной стойки. Двери были сделаны в Bertone и достаточно надежный подъемный механизм был размещен в моторном отсеке.
Марзал был воплощением периода шестиугольных форм и поскольку ателье Bertone придерживалось этой стилистики, все, что было спроектировано в ихстудии, должно было так или иначе напоминать шестиугольник. Форма ободков нациферблатах приборов и отверстий в дисках литых колес, рисунок ячеек взадней панели кузова и контуры подушек сидений–все это напоминает идеи современных автодизайнеров. И не нужно далеко ходить, взять к примеру Lamborghini Sesto Elemento 2010 года, у которого также можно найти немало шестиугольных форм.
Проблемы и недостатки концепта
Marzal не имел опускающихся окон по причине большой площади остекления и такая концепция могла бы создать ощутимый дискомфорт при езде в жаркую погоду. В связи с этим, специалисты из Bertone помогли с созданием системы кондиционирования воздуха. Боковая жесткость и соответственно безопасность оставалась под вопросом, т.к. в случае бокового столкновения даже трудно представить, что бы произошло... В целом, Marzal имел много недочетов, впрочем,как и большинство концепт-каров, которые пытались устранить на стадии подготовки автомобиля к производству. Ферруччо не был уверен в этом концепте и наличие недостатков не позволило компании Lamborghini запустить концепт Marzal в серийное производство. Marzal очень долго проектировался и в конечном итоге лишь один автомобиль увидел свет.
Заслуженная известность и результаты в наши дни
Marzal был показан в Женеве в начале 1967 года, и как расчитывал Марчелло, вызвал восторг у публики. После презентации, прототип, названный в честь боевого быка, отправился в Монако, где Ферруччо Ламборгини удалось показать и предоставить принцу возможность проехать на этом автомобиле по трассе на Гран-при Монако 7 мая 1967 года. Во время церемонии открытия Гран-при зрители увидели на гоночной трассе весьма необычный автомобиль за рулем которого был принц Монако Ренье II c принцессой Грейс на пассажирском сидении. Фотографии королевской пары в Marzal разлетелись по всему миру и зарезервировали особое место для Marzal на Олимпе прототипов. Годом спустя, в 1968 году, основываясь на концепции Marzal была построена Espada – одна из самых успешных в истории автомобилей Lamborghini и одна из первых четырехместных GT с достаточным местом для багажа.
Из Монако Marzal вернулся на завод Lamborghini для дальнейшей доработки, где легендарный водитель и инженер Боб Уоллес некоторое время доводил его до ума. В то время Гандини имел возможность ездить на нем по окрестностям, но Marzal все еще был сыроват и неуклюже держал дорогу, а шестицилиндровый двигатель считался не подходящим для автомобилей Lamborghini.
Тем не менее, автомобиль был показан на стенде Bertone на лондонском автосалоне в октябре 1967 года в Earls Court, потом в Брюсселе, а в январе следующего года в Бельгии, которая завершала тур автовыставок. Marzal должен был быть отправлен в США, но вместо этого он был конфискован в доках в Genoa в связи с проблемами оформления документов и отсутствием уплаты налогов.
В течение года он пробыл в гавани на открытом воздухе. Поскольку прототипы не проектируют с защитой от дождя и других погодных явлений, автомобиль наполнялся водой и его состояние только портилось под действием соленого морского воздуха. После мучительного пребывания в доках его отвезли на склад, где тот простоял несколько лет, прежде чем Бертоне не решил освежить его для музея компании. Marzal был перекрашен, получил новое рулевое колесо и рычаг переключения передач, но в остальном он практически не изменился.
В дальнейшем с Marzal не происходило каких-либо изменений, пока Carrozzeria Bertone не был объявлен банкротом. Для возврата долгов 21 мая 2011 года Marzal был продан вместе с другими прототипами Bertone на распродаже RM Auctions в Villa Erba, Como. Он был куплен европейским коллекционером за 1.512.000 евро (60.330.000 рублей на то время или 110.650.000 рублей по курсу евро на данный момент).
К этому моменту половина стального днища Marzal была серьезно повреждена коррозией. Уцелел капот, который был из алюминия. В какой-то момент серебристая кожаная обивка была восстановлена, а механические части оставались нетронутыми около 30 лет. Позже автомобиль был доставлен в компанию Lamborghini для полной реставрации.
Благодаря относительно новому реставрационному подразделению Lamborghini Polo Storico, реставраторам удалось найти участки оригинальной краски и кожи, что помогло воссоздать Marzal максимально близким к его первоначальному виду. Бамперы, состоящие из множества крошечных кусков резины и кожзаменителя, склеенных и привинченных к металлическим конструкциям, создали одну из самых больших проблем во время восстановления. Реставрация Marzal была завершена в прошлом году, после чего он отправился на фестиваль Lamborghini Concours d’Elegance в Невшателе, Швейцария, где выиграл приз «Лучший из лучших».
Даже сейчас этот автомобиль выглядит весьма современно и неудивительно, что интерес к нему сохраняется до сих пор. Он также был представлен на Женевском автошоу в марте 2018 года. Легендарный концепт-кар Lamborghini Marzal 1967 года вернулся на трассу Гран-при Монако 11 мая этого года – впервые за 51 год он вновь участвовал в церемонии открытия. За рулем находился принц Альберт в сопровождении своего племянника Андреа Казираги (Andrea Albert Pierre Casiraghi).
Редактор: Антон Поваляев
Технические характеристики
Основные данные
-
Дизайнер:Марчелло Гандини (Marcello Gandini)Год выпуска:1966Окончание пр-ва:1966Выпущено:1 ед.Число мест:4Число дверей:2Снаряженная масса:1210 кг.Впервые представлена:1967
-
Смешанный цикл:нет данныхРасход по городу:нет данныхРасход по трассе:нет данныхТопливный бак:80 л.
-
Тип кузова:СеданДлина:4520 мм.Ширина:1710 мм.Высота:1100 мм.
-
Тип двигателя:V6 DOHC, блок из легкого сплава с водяным охлаждением, со встроенной КПП и дифференциаломМощность:175 при 6800 об/минКрутящий момент:нет данныхУгол развала:30°Диаметр цилиндра:82,0 мм.Клапанов на цилиндр:2Ход поршня:62.0 мм.Рабочий объем:1,965 куб.см.Расположение:Поперечно в центреСистема питания:3 карбюратора Weber 40 DCOEСтепень сжатия:9,2
-
Коробка передач:ПятиступенчатаяСцепление:нет данныхПривод:ЗаднийVII Передача:
-
Колёсная база:2,650 ммКолесные диски:нет данныхКолея сзади:1,440 ммКолея спереди:1440 ммПодвеска:нет данныхСцепление:нет данныхТормоза:нет данныхШины сзади:Pirelli Cinturato HS 205-14Шины спереди:Pirelli Cinturato HS 205-14
-
Максимальная скорость:190 км/чот 0 до 100 км/ч:нет данныхот 0 до 200 км/ч:нет данных